Граф — Часть 3

Просмотров: 1318

Граф — Часть 3. Футбольная жизнь продолжается — Кямал Ходжар оглы

Рамиз вернулся из армии возмужавшим парнем и сформировавшимся футболистом. Несмотря на то, что, будучи перспективным игроком юношеской сборной, он оказался за бортом главной команды Азербайджана, армейские годы не прошли даром. У него за плечами уже была хорошая школа и игровая практика в "Красном Востоке" с неординарным специалистом.

Казалось бы, по горячим следам, пока тебя ещё знают и помнят специалисты и многие игроки, можно было бы попробовать себя в других командах республики, выступающих в классе "Б" чемпионата Союза - "Динамо" Кировабад, "Динамо" Баку, "Химик"/"Полад" Сумгаит.

Однако, опять заговорил о себе пресловутый баиловский фактор, вернее баиловский синдром, которым Рамиз страдал всю свою жизнь. Возможно, не преодолев однажды высокую планку, он решил не искушать судьбу. Как бы то ни было, он вновь на Баилове, в родной гавани, как в прямом, так и переносном смысле. Устраивается на закрытый судоремонтный завод N°23 Флотилии, где обслуживают и ремонтируют военные суда - СРЗ-23, вахтенным дежурным в ДОК. Работа прямо скажем не пыльная, дающая много свободного времени как для жизни, так и для футбола.

Он играет за заводскую футбольную команду на первенство Флотилии и за основную команду ККФ как на Первенство Баку, так и в Чемпионате Вооружённых сил СССР. Очередная "вооруженка" проходила летом 1964 года в Одессе, где наряду с ККФ Баку, соревновались коллективы СКА из Одессы, Ростова и Львова, а также СКЧФ из Севастополя и команда Группы Советских войск в Германии (ГСВГ).

Так сложилось, что на заводе СРЗ-23 тогда сформировалась очень сильная футбольная команда, которая составляла серьёзную конкуренцию другим командам трудовых коллективов, соревновавшихся на первенство Баку. Ворота защищал Володя Леонов, как бразилец Жильмар, предпочитал играть без перчаток. В защите были непроходимые два центральных Гена Узюмов и Эдик Басович. В центре поля "хозяйничали" Рамиз и Вова Лобанов. А нападение было вообще неудержимо - скоростной Витя Королёв, тактик Володя Боченин и капитан команды Борис Панченко, по прозвищу "Татушин".

Причём все эти ребята действительно работали на разных должностях на заводе, а не просто числились там, как большинство футболистов других трудовых коллективов. Они были настоящими фанатиками футбола, играли в своё удовольствие, стали настоящими кумирами баиловских болельщиков. Матчи с участием команды СРЗ-23, которая неофициально называлась "Труд", собирали полный стадион ККФ. В нашем домашнем альбоме немало фотографий, не побоюсь этого слова, легендарной команды "Труд" 60-х годов прошлого века: футболки белого цвета с буквой "Т" на груди. И на этих фото изображены Рамиз и во главе команды другой брат Явер, который был в то время освобожденным физруком завода СРЗ -23 и иногда выходил на поле поиграть. Незабываемое время!

Мне особо запомнился один матч СРЗ-23, который показал с какой страстью, азартом и бескомпромиссностью играл Рамиз футбол. Играли плей-офф на Кубок Баку среди трудовых коллективов с сильной командой "Компрессорщик", представлявшей НПО "Сураханынефть", неоднократным чемпионом республики. Судил игру рефери республиканской категории. К сожалению, не помню его фамилию, звали кажется Наги, но он был достаточно известным судьёй в то время.

Сураханцам необходима была победа, чтобы к чемпионству добавить и звание обладатель Кубка, то есть сделать дубль. Но игра проходила с преимуществом "Труда", который не желал уступать. Тут за "дело взялся" судья и стал откровенно подсуживать "Компрессорщику". В частности, отменил чистый гол забитый "Трудом". Ну а когда он назначил откровенно надуманный пенальти в ворота СРЗ 23, Рамиз не выдержал и подбежав к судье ... закатил ему пощёчину. Футболисты обеих команд от неожиданности опешили, судья на какое-то время потерял дар речи. Но придя в себя, удалил Рамиза с поля.

Это был скандал. В перерыве матча Явер, который присутствовал на той игре зашёл в судейскую комнату и с большим трудом уговорил судью не отмечать в протоколе матча этот случай. Надо отдать должное Яверу, он обладал миротворческим даром. После окончания матча он заставил Рамиза публично извиниться перед судьей. А что касается результата той игры, то она закончилась вничью, а переигровка принесла заслуженную победу "Труду. Но Рамиз, естественно, этот матч пропустил.

Свободное от работы и футбола время Рамиз естественно проводит главным образом на Баилове с друзьями детства и товарищами по заводской команде. В основном прогуливались, ухаживали за девушками, часто ходили смотреть худфильмы в ДК Ильича и ДОФ, в баиловском саду играли в настольные игры, стреляли в тире. Короче, протекла жизнь в соответствии с тем размеренным, в целом беззаботным временем.

Вместе с тем, на Баилове была весьма разношерстная публика, неоднозначная молодёжь, среди которой было немало так называемых блатных, просто хулиганов, пьющих и даже курящих анашу. Короче, легко можно было попасть в нехорошую компанию с антиобщественными настроениями и побуждениями, увлечься алкоголем, скатиться к противоправным действиям.

Рамиз много время проводящий вне дома, будучи в гуще баиловской жизни, тем не менее не только не переступает "красной черты". Наоборот ровными отношениями со всеми, не взирая на личности, открытым, добрым и одновременно бойцовским характером, преданностью дружбе и товариществу приобретает немалый вес, завоевывает престиж и уважение окружающих. Его уже не называют Рамизом, только Графом и с этим вторым именем он проживет до конца жизни.

Немаловажно то, что он с достоинством выходит из различных ситуаций как в жизни, так и на футбольном поле, не роняет авторитет нашей семьи, одной из уважаемых семей Баилова. Не подводит отца, который работая до войны на различных ответственных партийно-хозяйственных должностях Сталинского района, оставил о себе очень хорошую память и признательность многих баиловцев.

Единственное, что раздражало и немало огорчало отца - это то, что помимо футбола Рамиз ничем серьезным не занимался, не имел никакой специальности. Папа часто говорил: "Футболун ахры йохдур", то есть футбол - дело бесполезное. Для того времени, эти слова, безусловно, имели смысл, и Рамиз это позже поймёт, но будет уже тщетно. Сейчас же спорт сплошь профессиональный и удачливые спортсмены зарабатывают огромные средства.

В 1965 году наступает новый период в футбольной жизни Рамиза. Легендарный начальник Азербайджанской железной дороги А.Багиров решает возродить футбольный клуб "Локомотив", который в свое время играл важную роль в спортивной жизни республики, воспитал многих знаменитых футболистов, среди которых игроки "Нефтяника" и сборной СССР К.Туаев, А.Банишевский, Э.Маркаров.

Играющим тренером решено было назначить бывшего футболиста "Нефтяника" Кямиля Эйнуллаева, который вернулся из Риги, где завершил свою карьеру, выступая за местную "Даугаву" в 1963-1964 годах. Футбольная семья Эйнуллаевых - наши соседи по Баилову. Кямиль - ровестник и друг детства моих братьев Сейфуллы и Явера, а младший Надыр дружил и играл с Рамизом. Оба Эйнуллаевых были безусловно известными и сильными футболистами, определенно внесли свой вклад в славную историю "Нефтяника".

Зная способности и игровые качества Рамиза, Кямиль предложил ему выступать за команду железнодорожников. В отличие от любительского футбола СРЗ-23, игроки которой в действительности работали на заводе, в "Локомотиве" была предусмотрена другая система. Для материального поощрения членов команды оформляли на должности по различным депо. Рамиз, к примеру, был прикреплен к депо станции Сабунчи, где получал 85 рублей. Таким образом и существовал де-факто профессиональный спорт в СССР, хотя де-юре он не признавался.

Ведомый К.Эйнуллаевым бакинский "Локомотив" уже летом 1965 года становится победителем Первенства Центрального Совета (ЦС) ДСО "Локомотив", финал которого проходил в Киеве. В нем приняли участие также железнодорожники Украины, Грузии и Калуги.

В полуфинале бакинцы обыграли сильнейшую команду "Локомотив" Тбилиси и в финале с минимальным перевесом одолели украинцев. Победный гол забил неувядаемый Кямиль с подачи Рамиза, которые разыграли хитроумный штрафной, забеганием за стенку киевских защитников. Оба они были признаны лучшими игроками финала в своём амплуа: Кямиль, как лучший нападающий, Рамиз же - полузащитником. По возвращении из Киева, Рамиз подарил мне транзисторный радиоприемник "Сатурн", полученный им в качестве приза.

Как чемпион ЦС ДСО железнодорожников, решением федерации футбола СССР "Локомотив" Баку на следующий сезон был включён в Чемпионат Союза по классу "Б". Это был большой успех азербайджанского футбола, и конечно же Рамиза, который за свою скромную футбольную карьеру, после юношеского серебра 1958 года, вместе с товарищами по "Локомотиву" праздновал почетное чемпионство.

В связи с включением "Локомотива" в класс "Б", началась работа по усилению состава. В команду влился ряд опытных игроков расформированного бакинского "Динамо" Н.Керимов, Дж.Гусейнов, Н.Эйнуллаев. Из Кировабада перешёл сильнейший центральный защитник А.Казаков. Сборная молодёжная Азербайджана делегировала защитника В.Панкратова и нападающего В.Филипова. Из луганской "Зари" вернулся талантливый вратарь Г.Джафаров.

К сожалению, команду покинул Кямиль Эйнуллаев, внесший большой вклад в формирование и укрепление "Локомотива", который завершил карьеру игрока и стал тренером юношей. Старшим тренером был назначен А.Тимаков, его помощником стал И.Захробеков - известные по выступлениям в конце 50-х годов за кировабадский "Текстильщик".

В марте 1966 года "Локомотив" в рамках предсезонной подготовки как дебютант впервые принял участие в ежегодном турнире на приз "Подснежника" с другими азербайджанскими командами, представленными в чемпионатах СССР - "Нефтяник", "Динамо" Кировабад и "Полад" Сумгаит.

Болельщики, собравшиеся на стадионе им.Ленинского Комсомола в пос. Разина, с любопытством наблюдали за новичком в лице "Локомотива", который в укрепленном составе довольно неплохо смотрелся в компании более опытных соперников. Что касается Рамиза, то он в паре с Нариманом Керимовым достойно противостоял, в частности, сильнейшему тандему полузащитников "Нефтяника" - А. Трофимову и В. Гаджиеву, своему партнёру по юношеской команде 1958 года.

В сезоне 1966 года азербайджанские коллективы, выступавшие в классе "Б" соревновались с командами России, без других закавказских команд, как это было в предыдущие годы. "Локомотив", вместе с "Поладом" и мингечаурским "Текстильщиком" таким образом попали в 3 зону РСФСР, где были представлены команды средней полосы и Поволжья.

По итогам сезона "Локомотив" занял почетное шестое место, набрав 36 очков. "Полад" финишировал третьим, с результатом 42 очка. "Текстильщик" с 24 очками, к сожалению, оказался внизу турнирной таблицы. Победителем 3 зоны вышел "Металлург" из Куйбышева (ныне Самара). Два лучших российских клуба "Металлург" и таганрогское "Торпедо" (2 место) вышли в полуфиналы РСФСР, лучший клуб от союзных республик сумгаитский "Полад" вышел в финал союзных республик за переход во 2 лигу класса "А".

Как видим, "Локомотив" достойно дебютировал в чемпионате, отстав от "Полада" всего на шесть очков. В предисловии я писал о бакинском матче между этими командами, который благодаря Рамизу не превратился в фарс. До сих пор непонятно, зачем футбольные власти республики настаивали на договорном характере матча и таким образом чуть не сломали карьеру футболисту, выступившему против этого?! Ведь в 3-ей зоне от союзных республик были только команды Азербайджана и независимо от места, лучшая из них все равно выходила в финал.

Несмотря на этот досадный случай, бессмысленно спровоцированный Федерацией футбола, Рамиз конечно же записал в актив двухлетнее успешное пребывание в славном бакинском "Локомотиве". Совместное нахождение в жизни и на поле с много повидавшими футболистами, начиная от незабвенного Кямиля Эйнуллаева до Толи Казакова, Наримана Керимова и Гюндуза Джафарова обогатит опыт, займет достойное место в его биографии. К тому же он наконец-то сыграет в одной команде вместе со своим другом детства Надыром Эйнуллаевым. Но не долго, к сожалению, во втором круге Надыр вернулся в родной "Нефтяник", где по итогам сезона получил бронзовую медаль.

Между тем, находясь в стане железнодорожников, Рамиз не воспользовался благоприятной возможностью поступить в Бакинский техникум железнодорожного транспорта и получить определённую специальность. Ему на это неоднократно указывали родные. Но он был честен с ними, а самое главное перед собой. Все же учеба не была его стихией. А получить просто диплом, как это делали многие спортсмены, он просто не хотел. Вот такой он был!