Довженко Александр Петрович. Биография
Александр Петрович Довженко - советский режиссер, драматург, писатель. Фильмы: "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939), "Мичурин" (1949) и др.
Александр Петрович Довженко всю жизнь считал (и писал об этом), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии. Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения. Он рос в бедной семье. Отец, Петр Семенович, имел семь десятин худородной земли, кроме того, подрабатывал извозом и смолокурением. Горе гостило в семье постоянно. Из четырнадцати детей остались жить только двое: Александр и Прасковья.
Довженко окончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище, считавшееся "высшим начальным". Учился он легко. Сашко очень нравилось читать и рисовать.
Для того чтобы поступить в институт, нужны были деньги. Отец пошел на большую жертву, продал одну из семи десятин кормившей семью земли. В 1911 году Александр поступает в Глуховский учительский институт (Черниговская губерния). Окончив его в 1914 году, Довженко получает назначение в Житомирское высшее начальное училище. Первая мировая война его обходит стороной: доктора нашли, что у него больное сердце.
Время было бурное, переломное. Довженко увлекается националистическими лозунгами Семена Петлюры.
Осенью 1917 года Довженко переезжает в Киев, где поступает в Коммерческий институт. Он также становится вольнослушателем на естественном факультете университета. А когда открывается Академия художеств, то Довженко поступает и туда.
После установления советской власти Довженко работает в Киеве в должности секретаря губернского отдела народного образования, одновременно ему поручают заведование отделом искусств, комиссарство в Театре имени Шевченко, организацию профсоюза работников просвещения и т.д. Вскоре он переходит на дипломатическую работу и служит в Варне и в Берлине.
В августе 1923 года он возвращается в Харьков, где работает преимущественно как художник, оформляя книги и обложки журналов. В это время он много пишет. Его статьи по искусству 20-х годов остры по мыслям и хороши по стилю.
Александр заинтересовался новаторским театром "Березиль", стал часто появляться за кулисами, познакомился с Лесем Курбасом и, говорят, едва не решил стать театральным режиссером.
Летом 1926 года Довженко неожиданно для многих отправляется в Одессу, где начинает учиться кинопроизводству.
В 1928 году Довженко снимает полнометражный фильм "Звенигора", в котором причудливо переплетались эпизоды украинской истории со сценами Гражданской войны. "Бесспорным достоинством сценария "Звенигора" было использование приемов сказки в композиции. Свободная, новаторская форма "Звенигоры" намного опережала свое время, — пишет биограф Р. Соболев. — В сущности, с такой раскованностью распоряжаться временем и пространством, как это делал Довженко в 1928 году, кинематографисты осмелились только через тридцать с лишним лет". Создание "Звенигоры" означало рождение украинского кино как искусства. Позже режиссер скажет: "Я не сделал картину, а пропел ее, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений".
Следующий фильм "Арсенал" (1929) принес Довженко громкую, поистине мировую славу. Довженко сам написал сценарий этой картины о восстании киевских рабочих. "В "Арсенале" я в условиях тогдашней украинской обстановки выходил в первую очередь как политический боец, — говорил режиссер. — Я поставил себе две цели: я в "Арсенале" буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию".
Во время работы над "Арсеналом" Довженко познакомился с актрисой Юлией Солнцевой. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре он предложил ей руку и сердце.
Любовь вдохновляет. Довженко писал о съемках "Арсенала": "Это было творчество радостное, легкое и, казалось, бездонное. У меня была крылатая душа, и ум, и сердце. Все гармонично сочеталось во мне, и творчество мое радовало людей. И сам я радовал людей своим видом и характером". Эйзенштейн рассказывал, как он, Пудовкин и Довженко втроем отмечали выход "Арсенала": пили минеральную воду, ели бутерброды и разговаривали. Между прочим, распределили роли великих художников прошлого: Эйзенштейну, конечно, выпала роль Леонардо да Винчи, Пудовкину — Рафаэля, а Довженко — Микеланджело...
Украинский режиссер был увлечен современной темой. Он создает "Землю" (1929) — поэтический гимн преобразованию советской деревни. Сюжет "Земли" легко пересказать. Кулаки убивают вожака "сознательной" молодежи Василия, но ответом на это убийство становится вступление в колхоз даже самых упрямых единоличников. Но как рассказать о красоте "Земли"? Вот что писал об этом фильме известный искусствовед Ростислав Юренев: "От руки убийц падает молодой тракторист. Он умирает, ликуя от предощущения грядущей новой жизни — счастливой, справедливой. Хоронить убитого выходит все село. Мощная новая песня летит над колышащимся морем пшеницы, преследует, загоняет в землю обезумевшего от злобы и страха кулака. На сады и нивы проливаются теплые, плодотворные дожди. Женщина рожает ребенка. Новое — неотвратимо, как смена времен года, сказал Довженко своим философским, поэтическим фильмом".
"Земля" снималась в большом селе Яреськи, расположенном на реке Псёл. Почти все в съемочной группе Довженко были не только его единомышленниками, но и знатоками народной жизни. Говорят, что после окончания съемок жители Яресек предложили режиссеру стать председателем организуемого ими колхоза.
Картина оказалась настолько необычным по форме произведением, что многие просто не поняли ее. Более того, прозвучали обвинения в недостаточном показе роли компартии, в неточности политических оценок. Пролетарский поэт Демьян Бедный встретил выход "Земли" едким фельетоном "Философы", назвав ее "контрреволюционной, похабной" картиной. "Я был так потрясен этим фельетоном, — напишет Довженко в "Автобиографии", — мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была подлинная психологическая травма". В дневнике Довженко, опубликованном после его смерти, есть запись, помеченная 14 апреля 1945 года: "Недавно в кремлевской больнице престарелый Демьян Бедный встретил меня и говорит: "Не знаю, забыл уже, за что я тогда выругал вашу "Землю". Но скажу вам — ни до, ни после я такой картины уже не видел. Это было произведение поистине великого искусства".
Как большинство гениальных художников, Довженко был "неудобным" человеком. Некоторые считали его гордым и самолюбивым. В этом плане любопытно свидетельство режиссера С. Герасимова: "Его борьба за красоту в окружающей жизни была необыкновенно яростной. Как он бледнел от полемической страсти, схватываясь с уродливым явлением в жизни, будь то подхалимство, равнодушие, грубость, хамство. Когда на улице появлялся уродливый дом, это было для него трагедией..."
В 1958 году на Брюссельском кинофестивале (в рамках Международной выставки) вместе с "Броненосцем "Потемкиным" Эйзенштейна и "Матерью" Пудовкина "Земля" вошла в число двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. Вернувшись на родину из заграничной командировки (Довженко показывал "Землю" в Европе), режиссер взялся за тему индустриализации, которую предложило ему руководство "Украинфильма". Для работы над фильмом были отведены жесткие сроки: картину требовалось сдать к очередной годовщине Октябрьской революции.
Символом и важнейшей стройкой не только Украины, но всего Советского Союза был Днепрогэс. Его-то и сделает Довженко местом действия своего фильма. Сценарий он напишет за двенадцать дней и практически без подготовительного периода начнет снимать. Результатом станет "Иван", самый спорный фильм Довженко, отнявший у него четырнадцать месяцев жизни.
На Украине "Ивана" встретили неприязненно, и режиссер был вынужден переехать в Москву, чтобы, по собственному признанию, не чувствовать себя одиозной фигурой. Между тем на Первом венецианском международном кинофестивале 1932 года "Ивану" был оказан восторженный прием. Вот один из отзывов итальянской прессы: "Нам стало ясно, что мы еще не знали до сих пор, что такое гений кинематографии, могущий выдержать сравнение с гениальными музыкантами и представителями других смежных искусств... Довженко доказывает нам, каким великим может быть экран, когда он освещен мыслью гениального художника".
Оказавшись в Москве, Довженко поступает режиссером на "Мосфильм", тогда еще студию "Союзкино", на Потылихе. В начале 1933 года Довженко подает заявку на фильм о Дальнем Востоке, оговаривая, что сценарий напишет с Александром Фадеевым, с которым был дружен. Заявку утвердили.
Довженко, Юлия Солнцева и Фадеев четыре месяца провели на Дальнем Востоке. Режиссер мечтает о новом городе на берегу Тихого океана, которому находит место и имя Аэроград. Позже Александр Петрович со страстью говорил о новом городе членам Политбюро и даже самому Сталину. Во время аудиенции Сталин попросил режиссера показать на карте место, где бы он построил город. "Одним словом, — пишет Довженко, — я почувствовал, что любая помощь для окончания фильма мне обеспечена".
Сталину фильм понравился, и в январе 1935 года Довженко был награжден орденом Ленина. На встрече членов Политбюро с кинематографистами Сталин бросает реплику в сторону Довженко: "За ним долг — "украинский Чапаев".
На студии целая группа собирала материалы биографии военачальника и партийного деятеля Николая Щорса — "украинского Чапаева". Вскоре на стол режиссера легли тридцать восемь объемных папок с разными документами. Сценарий Довженко написал за одиннадцать месяцев. "Щорсу" отдал я весь свой жизненный опыт, — отмечал режиссер. — Все накопленные за двадцать лет работы знания нашли в этом фильме свое полное выражение. Я делал его с любовью и предельным напряжением всех своих сил". Фильм вышел на экраны в 1939 году, а в 1941-м режиссер получил за него Сталинскую премию первой степени.
"Щорс" был украинским революционным эпосом. Напряженность борьбы в нем раскрывалась через яркие живые образы, во многом необычные для стиля Довженко. Все действующие лица кажутся предельно жизненно достоверными.
Несмотря на усталость и недавно перенесенную болезнь сердца, Довженко не собирался отдыхать. Он первым из мастеров кино надел военную форму. Произошло это 17 сентября 1939 года, когда Красная армия двинулась на земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Довженко возглавлял фронтовую киносъемочную группу. Однако режиссер не мог полностью рассказать о том, что увидел и узнал в этом походе. Фильм "Освобождение" делался в соответствии с требованиями руководящих инстанций.
В июле 1941 года вместе с женой Довженко эвакуирован на Восток, в Уфу. Затем их переводят в Ашхабад, куда была перемещена Киевская киностудия. Довженко просится на фронт, ведь он не только кинематографист, но и опытный журналист. В феврале 1942 года в звании полковника его отправляют на Юго-Западный фронт. Довженко пишет рассказы, статьи, листовки. На следующий день после публикации в газете "Красная звезда" рассказа Довженко "Ночь перед боем" в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП (б): "Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать".
В следующем году Довженко создает документальный фильм "Битва за нашу Советскую Украину". В титрах фильма значатся режиссеры Ю. Солнцева и Я. Авдеенко. Но текст и монтаж — за Довженко. Картина имела большой успех не только в нашей стране, но во всех странах-союзниках, особенно в Канаде и США.
Вторая серия получила название "Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель" (1945). Довженко первым в кино стал широко использовать вражескую хронику, придавая ей дикторским текстом и особыми приемами монтажа другой смысл.
В течение лета 1943 года Довженко пишет киноповесть "Украина в огне". Он разъяснял свой замысел: "Речь о сожалении — плохо, что сдали мы Гитлерюге проклятому свою Украину и освобождаем ее людей плохо. Мы, освободители, все до одного давно уже забыли, что мы немного виноваты перед освобожденными..." Сталину повесть не понравилась, и он запретил ее для печати и для постановки, что явилось для Довженко страшным ударом.
В феврале 1944 года его освобождают от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначают режиссером "Мосфильма". Довженко записывает в дневнике: "Закончилась мировая война. Я хочу работать. Я хочу верить до смерти, что уже не нужны будут человечеству генералы. Что будет мир. Что не нужны будут герои-мученики".
Закончив в начале 1944 года сценарий о жизни садовода-селекционера И. Мичурина, Довженко читает его в писательских и кинематографических аудиториях. Успех необычайный. Шесть театров попросили переработать сценарий для сцены. Так появляется пьеса "Жизнь в цвету".
Судьба цветного фильма "Мичурин" (1949) многострадальна. В его первом варианте Довженко говорил о нелегкой жизни творца, о самопожертвовании для науки (Мичурина прозвали за одержимость "Иван-бешеный"). Режиссеру удались изумительные цветовые съемки: цвет жил, изменялся, отражал чувства героев. Затем фильм начали калечить. Под влиянием антинаучных теорий Лысенко в картину были директивно введены эпизоды борьбы с "морганизмом-менделизмом", полные фальши сцены восторгов Мичурина перед Лениным и компартией... Гармония произведения была разрушена.
Следующий проект Довженко "Прощай, Америка" (1950) о механике шпионажа был закрыт. Сорвалась и постановка картины о подвиге русских моряков "Открытие Антарктиды".
Александр Петрович знал, что у него писательский дар. Все послевоенные годы он будет работать над большим эпическим произведением "Золотые ворота". Его перу принадлежит лирическая повесть "Зачарованная Десна", посвященная детству.
Вначале 1950-х прибавляются житейские трудности. Сестра Довженко вспоминает: "Сашко жил очень бедно. У него никогда не было денег. Он носил пятнадцать лет одну шубу, серый костюм, который ему Юля часто штопала". Его не трогали эти трудности. Сестре он говорил: "Паша, быть миллионером в нашу эпоху, в наше время это значит быть трижды преступным... В нашу эпоху социализма умудриться сделаться миллионером на поприще искусства или литературы, заведомо зная о нужде народа, и не выстроить ни одну школу для детей, или музей, или театр это значит быть трижды сукиным сыном..."
Довженко написал девять сценариев и две пьесы, переработал сценарии прошлых лет, делал наброски к "Золотым воротам" — "главной книге жизни", писал "Повесть пламенных лет". Временами он читал лекции во ВГИКе, бывал в сценарной студии, помогая начинающим кинодраматургам, конечно, продолжал писать рассказы...
Увы, болезнь сердца обостряется. Довженко почти постоянно чувствует себя больным. Но замыслы его переполняют. Осенью 1951 года Довженко едет в Каховку, на строительство плотины. Увиденное настолько поражает художника, что он решает поставить фильм об этой стройке и ее людях.
За пять лет материал был не только досконально познан и искусно выстроен, но и глубоко философски осмыслен. Фильм "Поэма о море" об одной из ГЭС должен был стать фильмом о могуществе человеческого духа. Но поставить картину Довженко не успел. Он умер в ночь на 25 октября 1956 года. Завершала "Поэму о море" Юлия Солнцева. Она же поставила еще несколько фильмов по произведениям Довженко.
В конце 1950-х годов итальянские киноведы отметили, что более всего в эстетическом плане неореализм обязан Довженко, и назвали его Гомером ХХ века. Имя Довженко было присвоено Киевской студии художественных фильмов.