Бабель Исаак Эммануилович. Биография
Исаак Эммануилович Бабель - русский писатель. Он родился в Одессе 1 июля 1894 года. Рос мальчик в семье еврея-торговца. Из автобиографии можно узнать, что до шестнадцати лет Исаак по требованию своего отца учил еврейский язык, Талмуд и Библию. Его «круглосуточно» заваливали учением многих наук. Отдыхом для него была школа. Бабель учился в Одесском коммерческом училище, учебная программа была очень загруженной. В училище будущий писатель изучал химию, законоведение, политэкономию, товароведение, бухгалтерию, иностранные языки и еще много иных предметов. У Бабеля отдых ассоциировался со свободой. Например, после занятий или же на переменах он вместе с одноклассниками мог пойти в порт, в греческое кафе или на Молдаванку пить недорогое бессарабское вино. Позже эти «счастливые моменты» его школьной жизни будут отображены в ранней прозе Бабеля и в Одесских рассказах.
Бабель с 15 лет начал писать. Первые два года он писал только на французском. Этого требовали: Г. Мопассан, Г. Флобер и преподаватель французского Вадон. Сила французского языка повысила его чувство стиля и литературного языка. Бабель с самого начала пытался быть стилистически легким и художественно выразительным. Он мог взять простой уличный анекдот или рассказ и сделать из него «вещь». Бабель говорил, что над анекдотами смеются не из-за того, что они смешные, «а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче».
Главным отличительным признаком его прозы было совмещение несхожих слоев - показываемого быта и языка. Такое свойство очень рано обнаружилось в его творчестве. Из раннего периода Бабеля можно выделить рассказ «В щелочку», написанный в 1915 году. Он рассказывает о том, что главный герой у хозяйки квартиры приобретает за 5 рублей возможность подглядывать как живут проститутки, живущие по соседству.
Бабель закончил Киевский Коммерческий институт, перебрался в Петербург в 1915 году, несмотря на то, что у него не было права на жительство за пределами «оседлости». Первый рассказ: «Старый Шлойме» (1913 г.), напечатанный в Киеве и Одессе, так и остался неотмеченным. Бабель тогда решил, что популярным он может стать только в столице. Но, столица его тоже не приняла, редакторы местных литературных журналов «в один голос» рекомендовали молодому писателю покинуть писать и идти работать на базар торговцем.
Все это длилось два года. Первым, кто обратил внимание на его рассказы («Мама, Римма и Алла» и «Элья Исаакович и «Маргарита Прокофьевна») был Горький, он опубликовал их в журнале «Летопись» в 1916 году. Эти рассказы привлекали к себе интерес читателей и судебных органов. Бабеля хотели засудить за порнографию. Суд уже был назначен на март 1917 год, но его спасением была февральская революция.
Бабель состоял на службе в Чрезвычайной Комиссии, он был журналистом газеты «Красный кавалерист» в составе Первой Конной армии, принимал участие в провизионном экспедировании, работал в Одесском губкоме и Наркомпросе, участвовал в боевых действиях на северной, румынской и польской стороне, в тифлисской и петроградской газетах был репортером.
В 1923 году он снова взялся за художественное творчество. Так, в журнале «Леф» были изданы рассказы «Смерть Долгушова», «Письмо», «Король», «Соль» и остальные. Про эти работы А. Воронский, литературный критик написал, что Бабель преодолел большой творческий путь обучения и поэтому может обворожить читателей не только «нутром» и необыкновенным содержанием, но также интеллигентностью, умом и силой таланта.
Позже вся проза Бабеля была упорядочена в циклы, которые получили названия: «Еврейские рассказы», «Конармия» и «Одесские рассказы».
Для сборника рассказов «Конармия», Бабель взял за основу записи из дневника. Согласно его рассказу, первая Конная армия сильно отличалась от той, которую описывали в вымышленных историях публичной пропаганды о буденовцах. С самого начала писатель заметил в революции безосновательную жестокость, животные инстинкты в людях, которые уничтожали последнюю надежду на гуманность. Правда про Конную армию не понравилась красным командирам, они не оправдали ему «очернительство». С.М. Буденный был главным из тех людей, которые преследовали писателя. Горький встал на сторону Бабеля. Он написал, что Исаак Бабель изобразил солдатов намного правдоподобней, чем Гоголь запорожцев. Буденный, отрицал такие высказывания и сказал, что Конармия - «сверхнахальная бабелевская клевета».
Несмотря на угнетения со стороны Буденного, творческий процесс Бабеля расценивали как важное событие в современной литературе. Писатель отличался от своих современников индивидуальностью. Но со временем, творчество новых писателей уже напоминает творчество Бабеля. Он сильно влиял на литературу.
Бабеля накрывала душевная тоска, когда он пытался рассмотреть романтику и страсть в революции. Вот так он писал в своем дневнике: «Почему у меня непреходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде». Удивительный и преувеличенный мир в Одесских рассказах вывел его из этого состояния, рассказы стали для писателя «спасением». В цикл Одесских рассказов вошли: «Как это делалось в Одессе», «Любка Казак», «Отец» и «Король». События происходят в мифическом городе. Бабель изобразил реальных уголовников Одессы: Соньку Золотую Ручку, Мишку Япончика и других, а в своих рассказах он использовал соответствующие образы: Любки Казака, Бени Крика, Фроима Грача. Бени Крик - главная фигура преступного мира в Одессе. Бебель сделал его защитником народа, как, к примеру, Робин Гуд. Одесские рассказы по своей манере написания - немногословны и отличаются сжатым языком, но это не влияет на выразительность образов и метафоричность.
Бабель был очень строгим к своему творчеству и к себе. Так, рассказ «Любка Казак» основательно редактировался почти тридцать раз, всякий раз Бабель работал по несколько месяцев. Слова Бабеля «Я готов написать рассказ о стирке белья, и он, может быть, будет звучать, как проза Юлия Цезаря».
Творческий вклад Бабеля в литературу очень большой: больше 80 рассказов; пьеса «Закат», (написана в 1927 и в этом же году на сцене Бакинского театра была поставлена В. Федоровым); пьеса «Мария» (написана в 1935, а в 1994 году на сцене Московского театра «Эрмитаж» была поставлена М. Левитиным); 5 киносценариев; публицистика.
Пребывая в 1928 году в Париже, он говорил: «Очень трудно писать на темы, интересующие меня, очень трудно, если хочешь быть честным». Он даже написал статью про показательные действия, направленные на борьбу с «врагами народа». Это он сделал чтобы хоть как-то себя застраховать. Статья носила название «Ложь, предательство и смердяковщина», и была написана в 1937 году. Чуть позже в своем письме он написал признание: «Очень плохо живется: и душевно, и физически - не с чем показаться к хорошим людям».
Новелла «Фроим Грач» была написана в 1933 году, а опубликована в 1963 в США. Эта новелла, как и все Одесские рассказы Бабеля пронизана трагедией персонажей: главного героя убивают чекисты, потому что тот хотел подписать с советской властью «договор чести».
«Притча о волшебной силе искусства Ди Грассо» - это последний рассказ Бабеля, в нем он раскрыл тему творчества, как искусства. 15 мая 1939 года Бабеля засудили за «антисоветскую заговорщическую террористическую деятельность» и арестовали.
27 января 1940 года его расстреляли.