Пол Маккартни. Биография

Просмотров: 305

Пол Маккартни. Биография

Пол Маккартни

Пол Маккартни родился 18 июня 1942 года в ливерпульской больнице Уолтон (Walton Hospital) на Райс Лейн, где его мать Мэри работала медсестрой в родильном отделении. Он был крещен в римско-католической церкви, но Мэри (католичка) и отец Джеймс Макартни (протестант, позже агностик) воспитывали сына вне религиозных традиций.

Детство и юность

Дом на Фортлин-роуд, 20. В 1947 году Пол поступил в начальную школу Стоктон Вуд Роуд (Stockton Wood Road), затем перешёл в школу Джозефа Уильямса-младшего (Joseph Williams Junior School). В 1954 году, сдав экзамены 11+, он получил возможность продолжить образование в средней школе для мальчиков под названием Ливерпульский институт. В 1954 году, направляясь в автобусе в школу, Пол случайно познакомился с Джорджем Харрисоном, жившим неподалеку. В 1954 году семья Маккартни переехала в район Уоллэси, затем в Спик, а в 1955 году - в Аллертон, где поселилась в доме № 20 по Фортлин-роуд. Отсюда, как вспоминал Пол, Мэри на велосипеде разъезжала по вызовам, помогая принимать роды.

Смерть матери

Летом 1955 года Пол и Майкл неделю провели в лагере бойскаутов. Родители приехали навестить их; по пути домой Мэри почувствовала сильную боль в груди. Через несколько месяцев спустя она почувствовала уплотнение на молочной железе: это было начало смертельной болезни. Её оперировали в старой городской больнице Nothern, но было слишком поздно. 31 октября 1956 года Мэри Маккартни скончалась после операции и была похоронена на ливерпульском кладбище Yew Tree. Пол говорил впоследствии, что считает смерть матери единственной трагедией своего детства. Ранняя утрата впоследствии стала одной из причин сближения Пола с Джоном Ленноном, чья мать Джулия погибла, когда тому было 17 лет. Отец Пола, в прошлом трубач и пианист (в 20-х годах игравший в собственном оркестре Jim Mac’s Jazz Band), поощрял ранние музыкальные эксперименты Пола и его младшего брата Майкла (Michael McCartney, род. 7 января 1944 года). Все трое нередко играли вместе дома (где было «вертикальное» фортепиано) и посещали местные концерты. Отец Пола, бывший служащий ливерпульской хлопковой биржи, начавший работать с 14 лет, в 62 года вышел на пенсию и получал 10 фунтов в неделю. Это, как отмечает Алберт Голдман (автор биографии Джона Леннона), «не мешало Джиму Маккартни быть замечательным отцом, для которого образование детей имело первостепенное значение». После смерти матери (и жены)… Трое мужчин разделили между собой работы по дому. Пол и Майкл разводили огонь и накрывали на стол, Джим занимался готовкой. Одновременно с этим всем троим пришлось привыкать к режиму строжайшей экономии. С детства отмеченный бедностью, Пол, даже став миллионером, навсегда остался очень экономным. Однако самым удивительным в воспитании Джима было то, что он сумел сделать сына уравновешенным человеком. Вращаясь с самых юных лет в мире шоу бизнеса, где многие теряют голову, Пол Маккартни за всю свою жизнь не сделал ничего такого, что могло бы поставить под угрозу его удивительно успешную карьеру. Именно Джим Маккартни подарил сыну — сначала старенькую трубу, затем — акустическую гитару Framus Zenith, на которой тот (будучи левшой) научился играть, пользуясь примером Слима Уитмана, располагавшего струны в обратном порядке. Наигрывая на своем «Зените» Пол написал свою первую песню, «I Lost My Little Girl». По свидетельству брата Майка, подарок отца помог Полу оправиться от шока, вызванного смертью матери. Пол не пропускал концерты скиффл-групп, часами слушал по ночам программы радиостанции Radio Luxemburg, разучивал хиты Элвиса Пресли и Литтл Ричарда, причём искусно копировал звезд.

The Quarrymen. Поездка в Гамбург

Один из школьных приятелей Пола, Айвен Воуэн, временами играл в группе Джона Леннона The Quarrymen. Именно он пригласил Пола на выступление ансамбля, которое состоялось в холле церкви Святого Петра в Уолтоне. Историческая первая встреча 15-летнего Маккартни с Джоном Ленноном произошла 6 июля 1957 года. Сам Маккартни так рассказывал о спонтанном прослушивании, устроенном ему участниками ансамбля: Завязавшаяся между Полом и Джоном дружба была негативно встречена родственниками: тетя Мими, воспитывавшая Джона, считала Пола выходцем «из низов», Маккартни-старший с опаской относился к Джону. Тем не менее, отец Пола в конечном итоге смирился с выбором сына и даже позволил группе репетировать в своем доме. Здесь и зародился уникальный, сыгравший историческую роль в развитии рок-музыки, авторский дуэт Леннон-Маккартни. Именно Пол Маккартни убедил Джона взять в Quarrymen Джорджа Харрисона; c другой стороны, он (Пол) скептически относился к музыкальным способностям Стюарта Сатклиффа, школьного друга Леннона. К 1960 году, перебрав несколько названий, группа как The Silver Beetles направилась в Гамбург, где сократила название до The Beatles. Джим Маккартни не хотел отпускать сына в Гамбург, но вынужден был согласиться, когда Пол заявил, что будет зарабатывать до 10 шиллингов в день, что было для отца весомым аргументом. В Гамбурге группа выступала в клубе Indra, затем — в Kaiserkeller и (позже) в Top Ten.В какой-то момент Пол и Джордж были арестованы: они подожгли комнату, с которой съезжали, чтобы отомстить антрепренеру Кошмидеру.

The Beatles

21 марта 1961 года Пол Маккартни вместе с The Beatles отыграл свой первый концерт в ливерпульском клубе «Каверн». Поняв, что конкуренты по клубной сцене играют те же каверы, что и они с Джоном, он убедил последнего заняться работой над оригинальным материалом. В апреле 1961 года группа вернулась в Гамбург и здесь сделала свою первую запись: «My Bonnie» с Тони Шериданом. До 1961 года Пол, как и Джон, играл на ритм-гитаре, а бас-гитару брал в руки лишь в тех случаях, когда Стюарт Сатклифф не мог выйти на сцену. Постоянным бас-гитаристом Маккартни стал только летом 1961 года, когда по истечении гамбургского контракта Сатклифф покинул группу

1968 - 1970. Распад The Beatles

Начало 1968 года The Beatles провели у проповедника транцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги в Индии. Маккартни, с самого начала (в отличие от Джорджа и Джона) настроенный скептически, позже говорил: «Махариши — проходимец, мне это сразу было ясно. Единственный плюс от поездки — это десяток хороших песен, которые мы там написали». Одна из них, Lady Madonna, вышла на А-стороне сингла (от 15 марта), возглавившего хит-парады по обе стороны Атлантики.

Сольная карьера

Разрыв с коллегами по «Битлз» произвёл крайне тягостное впечатление на Маккартни (Линда утверждала даже, что — «распад The Beatles разрушил» его). Уединившись в своем шотландском имении, Пол вёл там жизнь отшельника. Именно здесь он впервые начал употреблять героин. «Я был совершенно опустошен. Впервые в жизни я ощутил себя выброшенным на свалку. Это было ужасное чувство разочарования и ощущение того, что ты больше никому не нужен, душу заполнила пустота», — вспоминал он сам. В марте 1970 года Пол вернулся из уединения с материалом своего первого сольного альбома, записанного им на четырехдорожечной аппаратуре, купленной у EMI. В апреле 1970 года альбом McCartney поднялся на вершину списков Биллборда (здесь он продержался 3 недели и стал впоследствии дважды платиновым) и достиг #2 в Британии.

Wings: 1971 - 1980

В августе 1971 года с Линдой, гитаристом Денни Лейном (экс-Moody Blues) и Дэнни Сэйвеллом Пол Маккартни основал супергруппу Wings, в составе которой продолжал выступать до 1979 года. Дебютный альбом группы Wild Life был сдержанно принят критикой, но по итогам года журнал Record World назвал Пола и Линду лучшим дуэтом. Из трёх синглов группы 1972 года два оказались запрещёнными на на Би-Би-Си: Give Ireland Back to the Irish (он был посвящён событиям «Кровавого воскресенья» в Ирландии) и Hi Hi Hi (цензоров смутила строчка: «Я хочу, чтобы ты легла в постель и приготовилась к моей телесной пушке»). В августе 1972 года Пол, Линда и Денни Сэйвелл были арестованы в Швеции за хранение наркотиков и оштрафованы. После того, как музыканты признались, что коноплю получают по почте из Лондона, британская полиция произвела облаву на две шотландские фермы Маккартни и уничтожила там все конопляные посадки. Впоследствии (8 марта 1973 года в городе Кэмпбелтауне, Шотландия) Пол и Линда были оштрафованы на символическую сумму в 100 фунтов каждый.

1973 - 1976

Альбом Red Rose Speedway, как и предшествовавший ему сингл My Love, вышел как релиз Paul McCartney & Wings. 16 апреля 1973 года Маккартни выступил в телевизионном музыкальном варьете James Paul McCartney, а затем с участниками Wings записал музыкальную тему для Бонд-фильма Live and Let Die. Так возобновилось его сотрудничество с Джорджем Мартином (автором саундтрека), аранжировавшим и спродюсировавшим эту запись. Live and Let Die 1 июня (18 июня — в США) вышел синглом и поднялся до #2 в США и Канаде (#7 — в Великобритании). [46]

1976 - 1978

В январе 1976 года в студии Abbey Road Пол Маккартни приступил к работе над новым альбомом, а 20 марта с Wings начал европейский этап грандиозного мирового турне. За два дня до этого он узнал о кончине своего отца, но, проявив необычайную выдержку, не стал говорить об этом музыкантам, чтобы не срывать намеченные выступления. Вышедший в марте альбом Wings at the Speed of Sound в течение более двух месяцев возглавлял американские чарты, а позже оказался на 17 месте в списке 25 самых популярных альбомов десятилетия. Вскоре, после выхода тройного концертного альбома Wings Over America, возглавившего хит-парад США, журнал Rolling Stone признал Маккартни лучшим исполнителем 1976 года.

1978 - 1980

В отличие от альбома London Town (# 2 Великобитания, #4 США), тепло принятого критикой (которая отметила необычные, насыщенные диалектом корни тексты Маккартни), , Back to the Egg (#4 Великобритания, #8 США) имел сравнительно скромный успех: его Маккартни впоследствии называл одной из своих главных неудач. Однако, за композицию «Rockestra Theme» (в записи которой принимали участие, в числе прочих, Пит Таунсенд, Джон Бонэм, Джон Пол Джонс и Дэвид Гилмор), он вновь получил Грэмми. Да и музыкальные критики впоследствии оценивали альбом достаточно высоко. Согласно условиям нового контракта с Columbia гонорар Маккартни за каждый новый альбом с этих пор должен был составлять 2 миллиона долларов: это сделало его на тот момент самым высокооплачиваемым артистом в мире

McCartney II

Вслед за синлом Coming Up (#2 UK, #1 US) в мае 1980 года вышел McCartney II (#1 Великобритания, #3 США): этот альбом Маккартни записал самостоятельно, сыграв на всех инструментах, главным из которых стал для него синтезатор. Первоначально пластинка задумывалась как двойной альбом экспериментальной электронной музыки, но от этой идеи EMI в конечном итоге Маккартни отговорили. (Оригинальный вариант выпускался бутлегом.) Выпуску альбома предшествовал арест Маккартни в Японии 16 января 1980 года. 11 концертов Wings были отменены, и Маккартни пришлось выплатить 1 миллион 800 тысяч фунтов промоутерам в качестве компенсации за убытки.

Смерть Джона Леннона. Распад Wings

Как вспоминал Маккартни, его отношения с Джоном Ленноном к концу 70-х годов в целом наладились, но оставались неровными. Пол говорил, что часто звонил Леннону, но никогда не мог быть уверен в том, что будет благосклонно принят. Однажды в ответ на свое приветствие он услышал: «Да у тебя на уме только пицца и всякие сказки!» («You’re all pizza and fairytales!»). Если верить Мэй Пэн, любовнице Леннона, тот ещё во время «уик-энда в забытьи», проведенного с ней, выражал намерение встретиться с Маккартни и записаться, однако, воссоединившись с Йоко, отказался от этой затеи.

1981 - 1984

В 1981 году Пол Маккартни и продюсер Джордж Мартин приступили к записи очередного альбома в студии Air на острове Монтсеррат. Участие в этих сессиях приняли ударник Дэйв Мэттакс (DaveMattacks), бас-гитарист Стэнли Кларк (Stanley Clarke), сменивший Мэттакса Стив Гэдд (Steve Gadd), Эрик Стюарт, Энди Маккей, а также Карл Перкинс (спевший с Полом дуэтом «Get It») и Стиви Уандер («What’s That Your Doing» и «Ebony and Ivory»).Также в 1981 году Маккартни принял участие в записи, посвященной Джону Леннону песни Джорджа Харрисона «All Those Years Ago» — с Харрисоном, Ринго Старром и Элтоном Джоном.

Tug of War

Альбом Tug of War вышел 26 апреля 1982 года, возглавил (как и сингл из него Ebony and Ivory) хит-парады по обе стороны океана. Он был прекрасно принят критикой и в целом считается лучшим в сольной карьере Маккартни после Band on the Run. Заглавный трек имел антивоенную направленность (Маккартни говорил, что попытался выразить в нём протест против новой волны английского милитаризма). Одна из песен альбома, «Here Today », была посвящена памяти Джона Леннона

1985 - 1993

13 июля 1985 года Пол Маккартни принял участие в лондонском концерте Live Aid, исполнив «Let It Be». Прибыв на концерт в одиночестве, без команды техников, он впоследствии называл своё выступление перед 90 тысячами зрителей «кошмаром». После выступления Queen (его выходу предшествовавшего) вся аппаратура оказалась отключена - о чём Маккартни узнал, лишь начав петь «LetIt Be» под аккомпанемент безмолвного фортепиано.

Оркестровая и симфоническая музыка

Начало 90-х годов для Пола Маккартни было связано с частичным переходом из поп-жанров в сферы, связанные с классической музыкой. В 1991 году по заказу ливерпульского Королевского музыкального общества, готовившегося отпраздновать свое 150-летие, Пол Маккартни совместно с Карлом Дэвисом создал «Ливерпульскую Ораторию», премьера которой состоялась в ливерпульском соборе англиканской церкви. 18 ноября состоялась американская премьера в Карнеги-Холле: оркестром руководил Карл Дэвис. Двойной альбом с записями концерта был выпущен EMI Classics и возглавил хит-парады классической музыки

1997 - 2008

Альбом Пола Маккартни Flaming Pie (1997), записанный продюсерами Линном и Мартином поднялся до #2 в Великобритании и США и был номинирован на Грэмми как альбом года. 11 марта 1997 года за вклад в развитие музыки Маккартни получил рыцарское звание и стал сэром Полом Маккартни. Свою награду он посвятил Леннону, Харрисону и Старру, а также всем гражданам Ливерпуля.