Андерсен. Биография

Андерсен. Биография

Просмотров: 136

Андерсен. Биография

Ханс Кристиан Андерсен — датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.
Родился: 2 апреля 1805 года, Оденсе, Дания
Умер: 4 августа 1875 года (70 лет), Копенгаген, Дания

Ханс Кристиан Андерсен

Ганс-Христиан Андерсен - известнейший в мире сказочник, датский писатель, драматург, эссеист и поэт, из-под пера которого вышли около 400 сказок и мемуарные очерки «Сказка моей жизни», родился на острове Фюн в городе Оденсе 2 апреля. Он происходил из простой семьи: мать работала прачкой, а отец - сапожником и плотником.

Семья не была зажиточной, поскольку отцу не везло в делах, но зато дружной. Мать, мечтая, чтобы из сына вырос умелый и удачливый портной, научила его обращаться с ножницами, ниткой и иглой - кроить, шить и штопать. Отец любил мастерить игрушки из подручных материалов, петь песни, а еще читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать сцены из произведений Гольберга - датского драматурга. У Ганса-Христиана был добрый дед, который умело вырезал деревянные фигурки мифических созданий с телами людей и птичьими головами, а также разнообразных крылатых зверей.

Бабушка Андерсена работала в лечебном заведении для душевнобольных, где впечатлительный мальчик проводил время, с интересом слушая безумные, но увлекательные рассказы пациентов. Этим рассказам и песням отца писатель, по его собственному признанию, и был обязан своим писательским успехам.

Андерсен полюбил театр, увидев спектакль «Абеллино», который представляла в Оденсе труппа из Копенгагена. За три месяца он придумал собственную пьесу и вырезал из дерева кукол - своих персонажей, которым сам сшил костюмы. Отец соорудил для Ганса-Христиана специальный ящик, где можно было показывать кукольные представления, а сам Андерсен приделал к своим куклам ниточки и научился ими управлять.

Что интересно, Андерсен не закончил начальную школу - он гордо покинул учебное заведение после первой же порки. Читать и писать он научился лишь к десяти годам, зато к одиннадцати получил в подарок том с пьесами Шекспира и начал разыгрывать на своей сцене отрывки из «Макбета».

Когда отец умер, семья начала бедствовать. Андерсену было двенадцать лет, когда его отдали в подмастерья на суконную фабрику, а потом - на табачную. Когда приехала копенгагенская театральная труппа, Андерсен устроился туда в качестве статиста и получил роль кучера. У него даже не было слов, но он поверил, что театр - его призвание.

В 1819 г. Андерсен, которому исполнилось четырнадцать лет, отправился в Копенгаген. У него нашлись покровители, участие которых позволило ему получить бесплатные уроки датского, немецкого и датского языков. Он пошел в балетную школу и увлеченно, со всей серьезностью окунулся в изучение мировой поэзии и драматургии. Андерсен жил впроголодь, но все время что-то сочинял. Его мечты о театральной карьере вдребезги разбились о слова актера Линдгрена, заявившего, что у Андерсена нет недостатка чувств, но из него никогда не получится актера.

Будучи в отчаянии, Андерсен не стал опускать рук. Он стал работать над трагедией «Разбойники в Виссенберге», первый акт которой был впоследствии опубликован в газете «Арфа» и принес начинающему драматургу первый литературный гонорар. Это вдохновило писателя на новую трагедию - «Альфсоль».

В это время на Андерсена обратили внимание знаменитости Копенгагена. Физик Эрстед, поэт Раабек, драматург Эленшлегер и Й. Коллин, директор театра, начали его привечать. Й. Коллин приложил старания к тому, чтобы Андерсен получил королевскую стипендию. В 1822 г. юный писатель отправился на обучение в латинскую гимназию в Слагельсе, где он был зачислен на второй курс. В этот период Андерсен много пишет, и его стихотворения «Умирающее дитя» и «Вечер» были высоко оценены критиками.

В 1828 г. Андерсен смог поступить в Университет Копенгагена, где его признали первым среди начинающих университетских поэтов. По окончании учебы он сдал два экзамена и стал кандидатом философии.

Первая проза Андерсена вышло в 1829 г. Это было романтическое произведение «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер», в котором автор посмеялся сам над собой, спародировав в виде «тощего кота» в ночной рубахе и плаще. Позднее Гейбрег, эссеист и родоначальник водевиля в Дании, назвал эту книгу настоящей музыкальной фантазией. Давняя мечта Андерсена стать актером все-таки дала свои плоды: его умение перевоплощаться мысленно в персонажей дало прекрасные литературные результаты и было по достоинству оценено. Андерсен написал в 1829 г. водевиль «Любовь на Николаевой башне», который снискал оглушительный успех у зрителей.

В 1831 г. Андерсен предпринимает путешествие по Германии, итогом которого явилось эссе-размышление 1831 г. «Теневые картины», а также сборник стихов «Фантазии и эскизы». Всего за два года писатель выпускает четыре сборника стихов, а в 1833 г. даже дарит цикл стихов о Дании королю Фредерику. Получив небольшое пособие для путешествий, Андерсен начинает свою «эру странствий». Он знакомится в Париже с Генрихом Гейне, а в Риме - с Торвальдсеном, знаменитым скульптором. В Италии Андерсен также начинает свой первый роман под названием «Импровизатор». Далее он отправился в тур по другим итальянским городам: Флоренции, Венеции, Неаполю. Вдохновленный итальянской культурой, Андерсен написал эссе о Рафаэле и Микеланджело. Он побывал в Англии, где познакомился и подружился с Чарльзом Диккенсом, во Франции, где сблизился с Александром Дюма, О. де Бальзаком и Виктором Гюго. Мендельсон и Шуман писали на стихи Андерсена романсы.

Андерсен был в одно и то же время и очень вдумчивым писателем, подолгу вынашивающим каждый замысел, и писателем, писавшим с высокой скоростью. Правда, написанное он часто правил, вымарывал и писал заново - его мучили сомнения, которые ничуть не облегчали нападки датской критики, теперь обвинявшей его во вторичности, подражательности, в убогости сюжетов и литературной неряшливости. Доход Андерсену приносили небольшие литературные гонорары, поэтому жил он бедно.

Начатый во время путешествия по Италии роман «Импровизатор» был издан Андерсеном в 1835 г. и принес ему европейскую известность. Другие его романы, «Всего лишь скрипач» и «Быть или не быть», вышли соответственно в 1835 и 1857 гг. Комедия «Первенец» и социальная мелодрама «Мулат» получили признание зрителей. Пьесы «Бузинная матушка», «Дороже жемчуга и злата», «Оле-Лукойе» и вовсе ждала счастливая и долгая судьба.

Но настоящую всемирную славу и любовь Андерсену принесли его сказки. Первые два выпуска сказок для детей Андерсен опубликовал в 1835 г., а третий сборник - в апреле 1837 г. В эти сборники вошли сказки, прекрасно известные русскому читателю: «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Огниво» и другие. С этого момента Андерсен начал регулярную публикацию сборников с простым названием «Сказки».

На вторую половину 1830-х и 1840-е гг. пришелся расцвет творчества Андерсена. Он написал «Снежную королеву», «Гадкого утенка», «Девочку со спичками», «Стойкого оловянного солдатика», «Мать», «Тень», «Соловья» и другие известные сказки. Они не сразу были доброжелательно приняты и оценены. Андерсена критиковали и за ошибки, и за новаторство стиля, и за то, что его сказки якобы недостаточно назидательны для детей, но притом легковесны для взрослых. Что интересно, физик Эрстед после первого же сборника предсказал Андерсену, что прославит его «Импровизатор», но бессмертие обеспечат ему именно сказки. Среди поклонников таланта Андерсена можно увидеть и Л. Н. Толстого, высоко ценившего его сказки.

Сказки Андерсена уникальны тем, что будучи порой печальными и даже трагичными, они все равно дарят надежду и лечат душу. Русалочка воплотила в себе идеал самоотверженной любви и стала символом Копенгагена. «Новое платье короля», высмеивающее льстецов и рабскую натуру верных подданных, актуальна во все времена. Юмор «Свинопаса и Принцессы», ирония «Калош счастья», образность «Принцессы на горошине» и «Веселого нрава» переплетены с насмешливостью и мистикой «Тени», «Стойкого оловянного солдатика», «Огнива» и других сказок.

Андерсен умел наделить удивительными характерами всех своих персонажей: Русалочка отнюдь не одинока в своей жертвенности и самоотверженности, компанию ей составляют Герда из «Снежной королевы» и Эльза из «Диких лебедей». В сказках Андерсена подвиги совершают не могучие герои, а неприметные и слабые на вид героини, души которых полны великой любви, находящей отклик в сердцах детей всего мира. Андерсен умел наделить душой и сердцем даже неодушевленные предметы и подарил своим читателям мир, в котором цветы, деревья, монеты, игрушки, и даже одежда наделены чувствами и рассуждают об окружающем их мире. Даже тролли и домовые найдут отклик и добрые чувства в сердцах читателей.

Сказка «Лен» повествует о бессмертном созидательном начале, рассказывая о пришедшем из Египта голубом цветке. Цветок прекрасен, его лепестки напоминают крылья мотылька, но он недолго сохраняет свой нежный облик. В этой сказке с цветком происходят многочисленные превращения. Его стебель высушивают, распинают и вытягивают в нити, из которых ткут одежду, которая греет холодной зимой и дарит прохладу летом. Она изнашивается, но жизнь цветка на этом не заканчивается: тряпкой из него моют пол и стирают пыль, а когда тряпка становится трухой, ее превращают в бумагу. На бумаге печатают книги, в которых живет мудрость многих веков и свет знания. И даже если книга сгорает в огне, пепел из очага попадает на поля и питает молодые побеги новых голубых цветков. Жизнь замыкается в вечном круговороте, славная в своей ликующей непобедимости.

Сказка «Мать» - это не просто сказка-притча, а настоящая высокая трагедия. Когда Смерть похищает у матери ребенка, та готова на все, чтобы спасти его. Она узнает дорогу к Смерти, отдав озеру глаза, прижимая в груди замерзший терновник и отдавая свои черные косы старухе-привратнице. После этого мать входит в сад смерти, чтобы спасти свое дитя.

Проблему истинного и ложного Андерсен рассмотрел в сказке «Соловей».
Андерсен в своих сказках нередко обращался к разговорному языку, сочетал универсальное с воображаемым, делал вкрапления описаний природы. В его сказках можно встретить библейских и мифологических персонажей, героев рыцарских легенд и даже образов из Корана. Восток и запад, устная сказочная традиция и авторская сказка органично сплелись в повествовании, скрывая в себе настоящее таинство, которое невозможно объяснить словами и можно чувствовать лишь душой.

Сказки Андерсена, несмотря на слова его современников, адресованы не только детям, но и взрослым. Он, полный идей, фантазий и безответной любви, обращался ко всему человечеству. Его последним романтическим увлечением и настоящей любовью стала Иенни Линд, оперная певица, посетившая Копенгаген осенью 1843 года. «Созвучья душ» не произошло, и Андерсену досталась лишь глубокая душевная боль. Он прожил жизнь холостяком.

Андерсен умер 4 августа 1875 года в Копенгагене. За два месяца до смерти в английской газете он вычитал, что его сказки - одни из самых читаемых в мире.

Август Стриндберг, шведский писатель и драматург, сказал об Андерсене, что в Швеции его называют просто по фамилии, без инициалов, потому что Андерсен только один, и никому не нужно объяснять, о ком идет речь.