Просмотров: 6745

Елена Коренева

Елена Алексеевна Коренева (род. 3 октября 1953, Москва) — советская и российская актриса театра и кино, режиссёр, сценарист, литератор.

                                            Балерина? Переводчица? Актриса...

Elena Koreneva 1Елена Коренева родилась в семье, имеющей самое непосредственное отношение к кино. Ее отец Алексей Александрович Коренев – известный кинорежиссер и сценарист (начинавший свою деятельность вторым режиссером в знаменитой комедии «Карнавальная ночь»), а мама работала на «Мосфильме». Но, не смотря на это, становиться актрисой, она совершенно не собиралась, да и у родителей насчет дочери не было таких планов. Стать же Лена мечтала балериной. Она была влюблена в знаменитую Галину Уланову, спала с ее книгой, которая называлась «Жила была девочка» и самым счастливым днем для нее был день, когда ей подарили пуанты.
Тем не менее, с детской мечте не суждено было осуществиться. В балетное училище Большого театра девочку не приняли. «...я думаю, что если бы я жила на западе, то я стала бы балериной, - рассказывает Елена. - Там нет одной академической школы, в которой человек должен обучаться. В то время, как у нас очень строгий отбор и жесткое правило: если ты прошел школу Большого театра, то ты определяешься в классический балет, если не прошел, то – нет».

Тогда родители решили отдать Елену в английскую спецшколу. Они мечтали о том, что их дочь в будущем станет переводчицей с английского. Возможно, так бы все и произошло, если бы не случай.

Когда Елене было 16 лет, ее отец приступал к съемкам картины «Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича. На одну из ролей ему нужна была молодая девушка. «Что ты ищешь, - посоветовали ему друзья, - попробуй Лену...» Кореневу не очень-то хотелось привлекать к съемкам дочь, но он все же решил попробовать. Елена с успехом прошла фотопробы и была утверждена на роль.

К моменту завершения съемок Александр Галич эмигрировал во Францию. В связи с этим фильм тут же «положили на полку». Но работа Елены не осталась незамеченной другими режиссерами, и ей посыпались одно за другим приглашения сниматься в кино.

«Романс о влюбленных»

Успешный дебют в кино подтолкнул Елену Кореневу к выбору актерской профессии. Окончив школу, она решила поступать в театральное училище имени Б.Щукина. «Была опасность, что я не пройду, - вспоминает она. - Потому что по ампула внешнему я травести-инженю, я маленького роста, а по внутренним данным - героиня. Мне так и говорили: у вас расхождение внешних и внутренних данных». Кореневу приняли условно, но уже через полгода перевели в основную группу.

Учась в училище, Елена продолжала сниматься. На втором курсе она сыграла главную женскую роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Ее партнером, исполнившим главную мужскую роль в фильме, был Евгений Киндинов.

Успех картины был оглушительным. Можно смело сказать, что фильм стал культовым для того поколения молодежи. Елена Коренева мгновенно сделалась необычайно популярной. Про нее писали в прессе, к ней подходили на улице за автографом, зрители признавались в любви к ее героине.

Настоящим откровением для зрителей стала сцена, в которой Елена Коренева купается в озере. И хотя по нынешнем меркам в ней ничего такого нет, в то время она казалась очень эротичной. Доходило до того, что Кончаловскому запрещали фамилии Киндинова и Кореневой выносить в первые титры.

О своей партнерше по фильму Киндинов признавался: «Лена мне безумно нравилась. Ее нервная структура, ее вспыльчивость, внутренняя подвижность уникальны». Но их отношения, в отличие от фильма, всегда оставались чисто дружескими.

1975-1982 годы

В 1975 году Елена Коренева окончила Театральное училище им. Б. Щукина. Ее дипломной работой стала роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта», который стал ярким событием театральной Москвы.

«Это была большая удача на самом деле, - рассказывает Елена. - Если бы мне не дали роль. Джульетты, я не знаю, что бы вообще было. Потому что мы растем на ролях, как и на обстоятельствах. Чем крупнее жизненный вызов, тем значительнее человек, тем больше шанс измерить себя этим вызовом».

После окончания училища Елена Коренева была принята в труппу театра «Современник», позже она перешла в драматический театр на Малой Бронной.

Все эти годы Елена не прекращала успешно сниматься в кино. Так в 1977 году она сыграла главную роль в картине Иосифа Хейфица «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева, год спустя исполнила главную роль в исторической ленте Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Две яркие работы у актрисы в 1979 году: Елизавета Потаповна, дочка ростовщика в водевиле Светланы Дружининой «Сватовство гусара» и Марта, жена главного героя в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».

Одной из ее последних работ перед отъездом за границу была роль в гениальном фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Она сыграла трогательную и беззащитную возлюбленную одного из главных героев фильма – Хоботова.

Отъезд в США

В конце 1982 года Елена Коренева неожиданно для многих ее поклонников уехала в США. Свое решение она объясняет так: «Тут был комплекс причин. Во-первых, я начала разочаровываться в театре, где мне сулили вторые роли при Оле Яковлевой или Марине Нееловой. Я боялась, что мне придется десять лет выслуживаться прежде, чем я сделаю себе какую-то яркую карьеру в театре. И я ушла из театра и начала активно сниматься в кино. На личном фронте у меня тоже постоянно возникали проблемы, потому что как только я в кого-нибудь влюблялась, этот человек обязательно уезжал из страны. Это не могло не влиять на меня. Я в основном общалась с детьми очень известных художников, это была самая настоящая золотая молодежь Москвы, и все они мечтали уехать на запад. Попав в эту среду, я стала прикидывать такой же вариант для самой себя. А так как я много общалась с иностранцами, и у меня были романы с ними, я поняла, что это возможно».

Рассказывают, что был и еще один повод к отъезду – внимание к ней КГБ. Когда спецслужбы стали пытаться привлечь актрису к сотрудничеству, это переполнило чашу ее терпения.

Возможность перебраться за океан появилась после ее замужества за гражданином США Кевином. Но, как и ожидалось, переезд дался нелегко. В ОВИРе Елене отказывали девять раз! Но своего часа она все же дождалась.

О своем муже Елена Коренева рассказывает: «Мой муж преподавал русский язык и литературу. Он уникальный человек, полиглот. Он говорит по-французски, по-немецки, по-польски, по-чешски, по-венгерски. Он говорит по-русски без акцента. А если иногда и ошибается в произношении, то примерно так, как человек, приехавший из Прибалтики. Он чистокровный американец, у него нет ни капли славянских кровей, и в этом смысле он та самая талантливая аномалия в своей семье, в которой никто и никогда к России не имел отношения».

Кевин всячески помогал Елене освоиться в США. Вскоре она окончила английскую спецшколу, устроилась работать в кафетерий...

За границей Елену Кореневу устраивало практически все, и она никогда не жалела о своем шаге. Вот только как актриса она там не нужна была никому. Единственная ее голливудская работа - мизерный эпизод в фильме Андрея Кончаловского «Любовники Марии».

Между Америкой и Россией

В Америке Елена Коренева прожила одиннадцать лет. За этот период она несколько раз приезжала в Россию. Впервые это произошло в 1987 году. Тогда визу актрисе дал, пришедший к власти, Михаил Сергеевич Горбачев. Пробыв в России три месяца, Елена решила все-таки не оставаться, а вернуться обратно в Америку.

В 1988 году Елена Коренева приехала в Россию вновь. Теперь уже она провела на родине целый год. За это время она снялась сразу в четырех картинах - в «Комедии о Лисистрате», где сыграла главную роль, в детективе ее отца Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», а также в психологическом триллере Сергея Юрского «Чернов/ Chernov» и в картине Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».

Возвращение в Россию

В 1993 году Елена Коренева приняла решение вернуться на родину окончательно. К тому времени с мужем она уже развелась. Почему? «Это очень сложно объяснить, - говорит актриса. - Во-первых, я поняла, что не готова прожить с этим человеком всю жизнь, нарожать ему детей. У меня было ощущение, что я что-то не дожила. Это часто происходит с русскими, меняющими страну проживания, когда другая культура, психология, философия начинают откладывать отпечаток на твою индивидуальность. И ты начинаешь как-то меняться, трансформироваться. Мне захотелось большей самостоятельности, свободы. А брак обязывает к верности, к ответственности друг перед другом, к определенным гарантиям. В какой-то момент, я поняла, что не хочу давать эти гарантии, что мне нужно экспериментировать в каких -то вопросах. А, находясь в браке, я не могла себе это позволить».

Отсутствие созданной за океаном семьи и стало одной из причин возвращения Елены Кореневой на родину. Другая же причина понятна всем настоящим актерам – желание играть – то, что в Америке она никак не могла осуществить.

По возвращении в Россию Елена Коренева вновь стала сниматься в кино. Кроме того, она решила попробовать свои силы в режиссуре. Окончив высшие режиссерские курсы (мастерская А. Митты), Елена по своим сценариям поставила два небольших фильма: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша» (в этом фильме она снялась вместе с Андреем Ташковым).

Фильмография

Актёрские работы

1970 — Вас вызывает Таймыр — Дуня Бабурина, внучка (вокал — Нина Бродская)

1971 — Пой песню, поэт — Девушка на пароме

1973 — Большая перемена — девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)

1973 — Назначение (телесериал)

1974 — Романс о влюблённых — Таня (вокал — Зоя Харабадзе) — главная роль

1976 — Вишнёвый сад (фильм-спектакль) — Аня

1976 — Вечно живые (фильм-спектакль) — Люба

1976 — Сентиментальный роман — Зоя-маленькая — главная роль

1978 — Сибириада — Тая Соломина в 40-е годы

1977 — Ася — Ася — главная роль

1977 — Между небом и землёй (телеспектакль) — девушка в аэропорту

1977 — Чао! (телеспектакль) — Софи Куфисель — главная роль

1978 — Ярославна, королева Франции — Анна Ярославна — главная роль

1979 — Экипаж — Нонна, любовница Скворцова

1979 — Тот самый Мюнхгаузен — Марта

1979 — Сватовство гусара — Елизавета Потаповна Лоскуткова (вокал — Наталья Овчарова) — главная роль

1979 — Цезарь и Клеопатра (фильм-спектакль) — Клеопатра — главная роль

1979 — Утренний обход — Аля — главная роль

1980 — Глубокие родственники — Вера

1980 — Идеальный муж — мисс Мейбл Чилтерн, сестра Роберта

1980 — Тайна Эдвина Друда — мисс Роза Буттон

1981 — Ленин в Париже — певица (вокал — Каролин Клер (Caroline Clerc)

1981 — Яблоко на ладони — Вера — главная роль

1982 — Попечители (телеспектакль) — Ирина Лавровна

1982 — Покровские ворота — Людочка, возлюбленная Хоботова

1982 — Инспектор Лосев — лейтенант милиции Елена Златова — главная роль

1984 — Возлюбленные Марии / Maria's Lovers — Вера

1989 — Гомер и Эдди / Homer and Eddie — эпизод

1989 — Комедия о Лисистрате — Лисистрата — главная роль

1990 — Чернов — Елена Труханович, подруга Арнольда

1990 — Ловушка для одинокого мужчины — мадмуазель Ивон Верто, медсестра

1991 — Анна Карамазофф — дама на похоронах

1993 — Prisoner of Time / Узник времени — Кристина Марр — главная роль

1994 — Каштанка (короткометражный, режиссёр — Анатолий Васильев, снят в 80-е, премьера — в 1994) — главная роль

1994 — Обаяние дьявола

1997 — День полнолуния — Зоя

1998 — Дзенбоксинг

1998 — Ноктюрн Шопена (короткометражный)

1998 — Кому я должен — всем прощаю — жена Саши

1999 — Люся и Гриша (короткометражный)

1999 — С новым счастьем! (сериал) — Лора

2001 — Северное сияние — мать Ани

2001 — С новым счастьем!-2. Поцелуй на морозе — Лора

2002 — Кодекс чести (фильм 1) — Ольга, жена Назарова

2002 — Очки (короткометражный)

2003 — Чистые ключи — Полина

2003 — Стилет — Римма

2003 — Люди и тени 2 — Римма

2003 — Русские амазонки-2 — Марина — главная роль

2004 — Ландыш серебристый-2 (телесериал) (10 серия) «Линкольн и ледоруб» — Кира

2004 — Шпионские игры (фильм 1) «Нелегал»

2006 — Сёстры по крови — Амалия Станиславовна Гжегоржевская — финансовый директор фирмы

2006 — 1-й Скорый — Любочка

2006 — Мёртвый. Живой. Опасный — Ольга Леонардовна, заведующая библиотекой — главная роль

2007 — Год Золотой Рыбки (фильм) — Алина Михайловна, мать Аси

2007 — Срочно в номер (фильм 2) «Портрет неизвестного» — Красильникова

2008 — Шпионские игры (фильм 10) «Частный визит»

2009 — Розы для Эльзы — мать Тани

2009 — Событие

2010 — Метель — Людмила Ивановна

2011 — Борис Годунов — мать семейства (народ: интеллигентная семья)

2012 — Камень — Кира

Озвучивание

1978 — Любовь моя, печаль моя — Ширин (роль Аллы Сигаловой)

1980 — Фантазия на тему любви — Настя Ермолаева (роль Ирины Скобелевой)

1981 — Крепыш — голос лошадки Жизели

1982 — Полёты во сне и наяву — Алиса (роль Елены Костиной)

Режиссёр и сценарист

1998 — Ноктюрн Шопена (короткометражный фильм)

1999 — Люся и Гриша (короткометражный фильм)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Контакт для писем и вопросов mr.kottik@bk.ru