Граф — Часть 1

Просмотров: 1248

Граф — Часть 1. Баилов, любовь моя — Кямал Ходжар оглы

У многих ребят и девушек, родившихся и выросших на Баилове, этот удивительный и неповторимый человеческий островок многонационального Баку вызывает особые чувства. Для героя нашего повествования Рамиза - моего старшего брата - Баилов имел какую-то фантастическую притягательную силу. Большинство его сверстников, да и вообще многих баиловцев, включая меня, судьба разбросала по разным местам. Он же не мог представить свою жизнь без Баилова, был предан ему без остатка.

За свою футбольную карьеру, играя в разных командах, он объездил практически весь Советский Союз. Мог бы обосноваться в тех городах, за футбольные коллективы которых выступал. Однако, его вечно тянуло в родной Баилов, к дому, на спортбазу Флотилии, к друзьям, без которых он просто не мог существовать.

Я много думал о том, почему среди моих четырех братьев только у Рамиза был непростой нрав, проявлявшийся в его поведении и манере общения с людьми. Он запомнился мне, прежде всего, как человек, сотканный из крайностей и парадоксов: легко сходился с людьми и также быстро мог разочароваться в них. Немногословный Рамиз, тем не менее, отличался темпераментом, чрезмерной отзывчивостью и искренним соучастием в любых делах и ситуациях, которые почему-то раздражали окружающих. При этом, он не замечал этого раздражения, что, на мой взгляд, свидетельствовало скорее о его наивности. Я же всегда чувствовал его доброе и трогательное отношение ко мне, он меня очень любил. Никогда не забуду его советов: ни о чем не жалей и не выпендривайся по жизни! Таков был Граф!

Двойственность его натуры заключалась и в том, что Рамиз, будучи чувствительным и ранимым, одновременно мог быть твердым и смелым человеком, способным на дерзкие поступки. Он легко относился к деньгам, считал их не целью жизни, а средством для жизни. Отличался гостеприимством, хлебосольством, любил угощать товарищей.

Не помню кем, но верно было сказано, что "жизнь человека как дерево, и корней у этого дерева много. Что-то досталось от родителей. Что-то от друзей или недругов. Или взято из книг, которые накладывают отпечаток - и ещё какой". Я бы к этим мудрым словам о корнях людских, добавил бы и отчизну, отчий дом, родное гнездо, родной очаг, место обитания. Хотя для большинства людей сочетание корней человеческого древа, эти важные жизненные понятия имеют разный смысл.

Трудно сказать, чего больше было у Рамиза, от какого корня его древо больше всего питалось. Но не вызывает сомнений тот факт, что, хотя он по натуре был "свободной птицей", все же главным для него было родное гнездо. Где бы он ни был, куда бы его не забрасывала судьба, он всегда возвращался в Баку, в любимый Баилов.

Следует отметить, что Баилов представлял собой неординарный городской конгломерат. Помимо многонациональности, это был все же замкнутый пролетарский район, с пестрой социальной структурой. Множество промышленных предприятий, расположение военной Каспийской флотилии накладывали отпечаток на создание специфического общественного климата Баилова - более открытого и свободного, чем в остальной части Баку, - оказывали соответствующее влияние на становление и поведение молодёжи. Дом офицеров флота (ДОФ) и ДК им.Ильича, где еженедельно были танцы, придавали особый колорит Баилову, притягивали парней из-за его пределов. Баиловские девушки - это был настоящий Брэнд того времени! Нередко бывало, мягко говоря, выяснение отношений между баиловскими и городскими ребятами.

Рамиз, родившийся в январе 1941 года, рос и формировался как юноша в непростые послевоенные годы. В нашей многодетной семье не было особого достатка. Отец перед войной вынужден был уйти с руководящей должности председателя райисполкома, что обеспечивало ему неплохие по тем временам материальные и жилищные условия. Вернувшись с фронта, отец в одиночестве, устроившись водителем, как мог обеспечивал семью.

Из сыновей только старший Сейфулла, окончив в начале 50-х годов Техникум железнодорожного транспорта, на короткое время до призыва в армию обеспечивал скромный вклад в бюджет нашей семьи, тем самым помогая отцу.

Родителям, особенно отцу, человеку серьезному, строгому и дисциплинированному, непросто было с Рамизом, который очень трудно поддавался воспитанию. Тем не менее, от отца к нему перешла самая главная черта характера - принципиальность и обостренное чувство справедливости. Но что касается трудолюбия и ответственности, которыми отличался наш отец, то здесь эти отцовские гены, как говорится, на Рамизе "отдыхали".

Отцу не нравилось, что Рамиз много времени проводит с баиловскими ребятами, среди которых было немало из проблемных, неблагополучных семей. Учился он неохотно, много времени проводил на стадионе флотилии, где начал играть в детской команде ККФ. Он с трудом окончил семилетку и больше об учёбе слышать не хотел. При этом любил художественную литературу, немало читал, в чем состоял еще один парадокс его личности.

Наш отец, который по объективным причинам не имел возможности учиться, так как с 15-летнего возраста трудился, очень старался привить своим детям любовь к образованию. Ему практически это удалось, за исключением, пожалуй, Рамиза, который был зациклен на футболе и свободном образе жизни. Хотя страшие братья, Явер и Сейфулла, тоже увлекались футболом и делали неплохие успехи: играли за сборные Сталинского района - Сейфулла за юношескую, а Явер - за первую команду. Но при этом они рассматривали футбол как увлечение и перестали играть в связи продолжением учебы в техникумах и ВУЗах. Сейфулла даже окончил престижный институт в Москве - МГИМО.

После войны и в последующие годы, как известно, у населения было мало развлечений, помимо, пожалуй, походов на футбольные матчи. Стадионы городов, больших и малых, были заполнены до отказа. Не исключением в этом отношении был и баиловской стадион ККФ, где в выходные дни проходили футбольные матчи как на первенство флотилии, так и чемпионата города Баку. Уютный стадион непосредственно на берегу моря был настоящим местом отдыха баиловцев. Футбольные матчи предварялись и сопровождались различными мероприятиями и конкурсами, что создавало праздничную атмосферу.

Болельщики со стажем должны помнить о том, что первенство Баку по футболу в то время проводилось отдельно как между так называемыми Добровольно-спортивными обществами (ДСО), так и для трудовых коллективов. Эта была замечательная практика, которая обеспечивала подготовку местных кадров и дала азербайджанскому футболу многих великолепных мастеров.

"ДСО" - такие как Нефтяник, Спартак, Динамо, Локомотив, Трудовые Резервы, Буревестник, Мэхсул и другие общества соревновались четырьмя командами: детская, юношеская, молодёжная и первая, т.е. взрослая. С командами ДСО в чемпионате Баку выступали и воинские коллективы спортклубов ККФ и СКА, которые также выставляли по четыре команды. Первые команды этих клубов также выступали в Чемпионате Вооружённых Сил СССР, называемой среди футболистов "вооруженка".

Рамиз, взрослея, поэтапно играл во всех командах ККФ на первенство города и с первой командой неоднократно выезжал на "вооруженку". Наиболее успешным у него было выступление на юношеском уровне. В ходе первенства города за 1958 год он был включён в юношескую команду "Нефтяник" Баку, которая была фактически сборной Азербайджана, так как в то время Чемпионат СССР среди юношей проводился не на республиканском, а на клубном уровне. Во вступлении я уже писал о том, что юноши нашего "Нефтяника" тогда завоевали серебряные медали и о вкладе Рамиза в этот успех. Кубок и Грамота, врученные тогда ему долго будут красоваться на полке книжного шкафа у нас дома.

  1959 0

Источник: http://www.spartak-n.ru/node/11929